КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»

Концепция

проекта Закона Республики Казахстан

«Об электронных коммуникациях»

1. Название законопроекта.

Проект Закона Республики Казахстан «Об электронных коммуникациях».

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.

Отрасль телекоммуникаций Казахстана достаточно специфическая, поскольку ее регулирование осуществляется на стыке сложных технических моментов, устаревшей конструкции правовых норм и стремительного развития рынка. Для регулирования отрасли применяются императивные нормы, то есть обязательные правила поведения для бизнеса, призванные обеспечить защиту прав потребителей.

Темпы развития технологий значительно опережают темпы изменения и гармонизации законодательства.

Анализ действующего нормативно — правового обеспечения в сфере ИКТ, а также опыта регулирования за рубежом, позволяют сделать вывод о несовершенстве действующего в Республике Казахстан законодательства.

Оно непоследовательно и противоречиво. Основные нормативные правовые акты приняты и вступили в силу в разное время и построены на основе различных юридических концепций.

В Республике Казахстан действующий закон «О связи» был принят 5 июля 2004 года, за 12 лет уровень проникновения услуг телекоммуникаций и технологии существенно изменились. В целом, текущее отраслевое регулирование не отвечает современному развитию рынка услуг телекоммуникаций.

Наиболее существенным методологическим недостатком действующего закона «О связи» является его бессистемность.

За последние годы в закон несколько раз вносились изменения и дополнения, причем это были корректировки локального характера, зачастую ухудшающие сложившуюся ситуацию.

В результате активного развития информационных технологий появились виды услуг, выходящих за рамки сферы телекоммуникаций и реализуемые с помощью коммуникационных устройств, работающих непосредственно в сети Интернет минуя стандартные телефонные сети. Данные услуги явно не вписываются в действующую модель регулирования рынка связи. Эти устройства в основном представляют собой программное обеспечение, которое можно использовать в цифровых телефонах фиксированной и сотовой связи.

Фактически это означает, что значительный объем рынка инфокоммуникаций находится в «серой» зоне и выведен из-под контроля регулирующих органов.

Отраслевое законодательство является противоречивым, ряд нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие участников рынка, никак не увязан между собой, законодательство начинает отставать от потребностей рынка: не предусматривается возможность конвергенции сетей телекоммуникаций, что препятствует выводу на рынок полномасштабных конвергентных услуг, и не гармонизирует взаимодействие многочисленных поставщиков услуг для потребителя.

Новые сети телекоммуникаций строились в условиях становления рынка и изначально не были связаны общими требованиями к построению Единой сети телекоммуникаций Республики Казахстан (ЕСТ РК) следующего поколения.

В РК регулирование все еще ориентировано на традиционные сети, хотя в 2015 году эра развития традиционных сетей телекоммуникаций завершилась: необходима адаптация регулирования и регулятора к меняющимся условиям, к новым требованиям и возможностям.

Конвергенция в инфокоммуникациях приводит к преобразованию модели бизнеса оператора связи от модели предоставления соединений к модели обеспечения услуг.

Постоянный рост IP-трафика формирует потребность в необходимых для пропуска данного трафика сетевых ресурсах — доступная полоса пропускания сетей должна наращиваться пропорционально росту трафика.

В случае, когда увеличение пропускной способности сети, не успевает за темпами роста трафика, возникает эффект перегрузки данной сети телекоммуникаций.

Прямым последствием перегрузки является деградация качества всех предоставляемых на ее базе услуг: как формирующих основные объемы трафика, так и формирующих доходы операторов связи.

Потребление мобильного интернета растет — возникло восприятие, что всегда должно быть так много мобильного интернета.

За счет конкурентной борьбы операторы сотовой связи очень сильно разогнали объемы услуг, предлагаемых клиенту. Нормальный клиент не пользуется такими объемами, но считает их обычными. Таким образом нивелируется воспринимаемая ценность услуг доступа в интернет.

Рост потребления трафика за год — 130%, чтобы справиться с ростом объемом требуется расширение сети, расширение емкости, рост расходов. При этом рост доходов от мобильного интернета составляет всего 7%, т.е. потребление растет в десятки раз быстрее, чем доходы от этого вида услуг.

Одним из направлений решения являются интеграция и конвергенция сетей и услуг, отказ от сложившейся практики их разобщенности по признакам собственности, способу организации сети доступа, видам обслуживания, применяемым решениям и протоколам и т.д.

Пользователя Интернет не интересует, что в его основе лежит сеть передачи данных с коммутацией пакетов. Его интерес сосредоточен в возможности получения доступа к электронной почте, голосовой службе Skype, поисковым системам, электронным магазинам, социальным сетям, службам обмена файлами и т.д.

Новая парадигма телекоммуникаций: пользователю требуется уже не сама услуга телекоммуникаций (процесс передачи информации, сообщений), а сервис, который обеспечивается (становится возможным) доступом к сетям электронных коммуникаций.

Отдельно необходимо выделить проблему совершенствования законодательства в части обеспечения доступа операторов связи к телекоммуникационной инфраструктуре, земельным ресурсам, недвижимому имуществу третьих лиц в целях развития сетей телекоммуникаций. В частности, доступ операторов к земельным участкам необычайно затруднен. Надо пройти много этапов оформления, получить массу подписей, чтобы заключить всего-то договор аренды.

Не менее отягощена бюрократическими препонами и процедура оформления разрешения для возведения антенной опоры на арендованной земле. Очень тяжело решить также проблему доступа к недвижимому имуществу третьих лиц, например, к находящейся в чьей-то собственности земли или недвижимости, если там, при выдаче разрешения, предусмотрен объект для развития сети телекоммуникаций.

Между тем, во всем мире эта проблема уже давно решена с максимально возможным соблюдением прав заинтересованных сторон. Следовало бы эту практику учесть и нам при совершенствовании законодательства.

Распределение полос частот для внедрения новых радиотехнологий вынуждает «теснить» распределения существующих служб и вырабатывать технические и регуляторные условия, удовлетворительные, с одной стороны, для новых распределений, как правило, гармонизированных на всемирном или региональном уровне, а с другой – не накладывающие ограничений на работу систем существующих служб радиосвязи.

Для обеспечения эффективности регулирования использования РЧС необходимо введение нормы регистрации РЭС военного ведомства, а также ввести платность за использование радиочастотного ресурса для всех пользователей.

В Казахстане действующий закон «О телерадиовещании» был принят 18 января 2012 года, уровень проникновения услуг телекоммуникаций и технологии существенно изменились.

В целом, текущее отраслевое регулирование не отвечает современному развитию телерадиовещания.

Развитие цифрового телевизионного вещания идет по пути естественной конвергенции с другими информационными и телекоммуникационными технологиями.

Телеком и медиасферы с каждым днем все теснее и теснее интегрируются одна в другую. Стремительное развитие технологий стирает границы между способами доставки ТВ и интернет-продуктов потребителям. Такая интеграция фактически вносит новые аспекты в условия деятельности и взаимоотношений вещателей, провайдеров программных услуг, операторов, провайдеров телекоммуникаций, регуляторов.

Развитие цифрового вещания позволит увеличить число доступных программ, устранить диспропорции в охвате населения многопрограммным ТВ вещанием.

Цифровое ТВ также означает децентрализацию формирования контента, многонаправленное интерактивное его распределение. На смену пассивному приему передаваемой ТВ-программы приходит активное участие зрителей в отборе желаемого контента и др.

Проблема определения понятия телерадиовещание как объекта правоотношений становится более актуальной, поскольку телерадиовещание является объектом как смежных прав, так и прав, вытекающих из лицензий на деятельность по распространению теле-, радиоканалов.

Изменение понятий необходимо с целью уточнения статуса операторов связи, оказывающих услуги связи по доведению сигналов эфирного, спутникового и кабельного вещания до оборудования абонента, которые не должны рассматриваться как вещательные организации, а, следовательно, как плательщики вознаграждения, причитающегося обладателям авторских и смежных прав при осуществлении ретрансляции радио- и телепередач.

Операторы связи, транслируя каналы, объекты авторского и смежных прав не используют, а просто передают сигнал.

Очевидно также, что оператор связи как распространитель объекта интеллектуальных прав никак не может являться — по общему правилу — правообладателем интеллектуальных прав, тогда как вещательная организация по определению наделена исключительным правом на сообщение радио- и телепередач.

Телеком-сообщество пришло к мнению, что нужен законопроект, который должен соответствовать реалиям казахстанского телеком-рынка.

Законопроект об электронных коммуникациях является фундаментальным законом с точки зрения рынка информационно-коммуникационных технологий. Он должен систематизировать всю отрасль один раз и фундаментально.

Законопроект базируется на принципах минимально необходимого регулирования, объективности и правовой определенности, прозрачности, технологической нейтральности, уменьшения коррупционных рисков в результате определения четких механизмов реализации функций управления и регулирования, а также критериев для принятия решений

3. Цели принятия законопроекта

Цель законопроекта заключается в совершенствовании и развитии законодательства Республики Казахстан в сфере электронных коммуникаций, взаимодействия субъектов и государства, в том числе государственного регулирования, устранении пробелов и противоречий в правовом регулировании сферы электронных коммуникаций, усиление институциональной способности, полномочий и ответственности государственных органов, формирование и реализация государственной политики и регулирования в указанной сфере.

Законопроект направлен на установление основ деятельности в сфере электронных коммуникаций и реформирования регуляторной составляющей рынка электронных коммуникаций, ее приведения в соответствие с требованиями современного общества. В условиях мировых тенденций по конвергенции услуг деятельность регуляторного органа должно способствовать созданию рынка альтернативности услуг, когда в каждой точке доступа потребитель получает не только доступ к электронным коммуникационных услуг, но и право выбора их поставщика.

4. Предмет регулирования законопроекта

Общественные отношения в сфере электронных коммуникаций, правовые основы национальной системы электронных коммуникаций и меры защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции, процессов (работ) и услуг посредством разработки и применения нормативных документов в сфере электронных коммуникаций.

5. Структура законопроекта

В качестве структуры законопроекта предлагается закрепить:

Глава 1. Общие положения

Статья 1.1 Основные понятия

Статья 1.2 Цель Закона

Статья 1.3 Назначение электронных коммуникаций

Статья 1.4 Законодательство Республики Казахстан об электронных коммуникации

Статья 1.5 Сфера действия Закона

Статья 1.6 Использование языков и алфавитов в сфере электронных коммуникаций

Статья 1.7 Учетно-отчетное время в области электронных коммуникаций

Статья 1.8 Охрана тайны и безопасности электронных коммуникаций

Статья 1.9 Вызов экстренных и оперативных служб.

Глава 2. Государственное регулирование в сфере электронных коммуникаций.

Статья 2.1 Принципы организации государственного регулирования в сфере электронных коммуникаций

Статья 2.2 Основные задачи государственного регулирования деятельностью в сфере электронных коммуникаций

Статья 2.3 Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере электронных коммуникаций

Статья 2.4 Компетенция уполномоченного органа и его территориальных подразделений

Статья 2.5 Радиочастотные органы Республики Казахстан

Статья 2.6 Компетенция местных исполнительных органов

Статья 2.7 Государственная монополия в сфере электронных коммуникаций

Статья 2.8 Взаимодействие поставщиков электронных коммуникационных услуг с государственными органами, местными исполнительными орган и другими лицами

Глава 3. Регулирование использования ограниченных ресурсов в сфере электронных коммуникаций

Статья 3.1 Принципы распределения и использования радиочастотного ресурса

Статья 3.2 Национальная таблица распределение и использования радиочастотного ресурса

Статья 3.3 Правовой режим орбитально-частотных позиций Республики Казахстан

Статья 3.4 Принципы формирования, распределения и использования ресурса нумерации Республики Казахстан

Статья 3.5 Администрирование адресного пространства казахстанского сегмента сети Интернет

Статья 3.6. Распределение национальных ресурсов в сфере электронных коммуникаций на конкурсной основе

Статья 3.7 Оформление прав на использование ограниченных ресурсов в сфере электронных коммуникаций

Статья 3.8 Переоформление прав на использование ограниченных ресурсов в сфере электронных коммуникаций

Статья 3.9 Продление срока действия прав на использование ограниченных ресурсов в сфере электронных коммуникаций

Статья 3.10 Аннулирование прав на использование ограниченных ресурсов в сфере электронных коммуникаций

Статья 3.11 Перенос абонентского номера в сетях сотовой связи

Статья 3.12 Информирование о решении по правам на использование ограниченных ресурсов в сфере электронных коммуникаций

Статья 3.13 Плата за выдачу, переоформление, выдачу дубликата, продление срока действия прав на использование ограниченных ресурсов в сфере электронных коммуникаций

Глава 4. Электронные информационные ресурсы и системы

Статья 4.1 Виды электронных информационных ресурсов и систем

Статья 4.2 Правовой режим электронных информационных ресурсов и систем

Статья 4.3 Формирование и использование электронных информационных ресурсов и систем

Статья 4.4 Доступ к электронным информационным ресурсам и системам

Статья 4.5 Электронные информационные ресурсы, содержащие персональные данные

Статья 4.6 Интеграция информационных ресурсов и систем

Глава 5. Технические средства электронных коммуникаций.

Статья 5.1 Условия применения технических средств электронных коммуникаций

Статья 5.2 Стандартизация в сфере электронных коммуникаций

Статья 5.3 Особенности применения международных и региональных стандартов в сфере электронных коммуникаций

Статья 5.4 Метрологическое обеспечение в сфере электронных коммуникаций

Статья 5.5 Подтверждение соответствия технических средств в сфере электронных коммуникаций

Статья 5.6 Порядок ввоза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Статья 5.7 Права владельцев радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Статья 5.8 Обязанности владельцев радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Глава 6. Сети электронных коммуникаций

Статья 6.1 Единая сеть электронных коммуникаций Республики Казахстан

Статья 6.2 Сеть электронных коммуникаций общего пользования

Статья 6.3 Совместное использование инфраструктуры электронных коммуникационных сетей

Статья 6.4 Использование электронных коммуникационных сетей общего пользования для целей телевидения и радиовещания

Статья 6.5 Сети электронных коммуникаций для нужд уполномоченных государственных органов, органов военного управления, национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан

Статья 6.6 Оперативно-техническое управление электронными коммуникационными сетями общего пользования в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения, особого периода или при проведении антитеррористической операции

Статья 6.7 Техническое обеспечение подключения и функционирования специального оборудования для получения в установленных законами случаях оперативной информации из сетей электронных коммуникаций общего пользования органам, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья 65.8 Взаимодействие поставщиков услуг электронных коммуникаций с государственными органами, использующими специальное техническое оборудование для блокирования радиосигнала либо выявления и (или) пресечения несанкционированного использования абонентских устройств.

Глава 7. Взаимодействие сетей электронных коммуникаций.

Статья 7.1 Требования к организации взаимодействия электронных коммуникационных сетей

Статья 7.2 Обязанности поставщиков при взаимодействии электронных коммуникационных сетей

Статья 7.3 Каталог предложений относительно взаимодействия электронных коммуникационных сетей

Статья 7.4 Особенности присоединения сетей электронных коммуникаций поставщиками, имеющими значительное рыночное влияние на рынке услуг электронных коммуникаций

Статья 7.5 Особенности заключения, изменения и расторжения договора о взаимодействии электронных коммуникационных сетей

Статья 76.6 Досудебное урегулирование споров о взаимодействии электронных коммуникационных сетей

Глава 8. Развитие сетей электронных коммуникаций

Статья 8.1 Определение направлений развития электронных коммуникационных сетей общего пользования

Статья 8.2 Научно-техническое обеспечение функционирования и развития электронных коммуникаций

Статья 8.3 Проектирование, строительство, реконструкция, модернизация и эксплуатация электронных коммуникационных сетей

Статья 8.4 Предоставление и использование земель для электронных коммуникаций

Статья 8.5 Охрана оборудования и сетей электронных коммуникаций

Глава 9. Услуги и сервисы электронных коммуникаций

Статья 9.1 Виды услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 9.2 Порядок предоставления и получения услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 9.3 Определение универсальных услуг электронных коммуникаций

Статья 9.4 Особенности развития и предоставления универсальных услуг электронных коммуникаций

Статья 9.5 Обязательства поставщика универсальных услуг электронных коммуникаций

Статья 9.6 Определение чистых расходов на обязательства универсальных услуг и субсидирование убытков

Статья 9.7 Механизм финансирования и компенсации универсальной услуги

Статья 9.8 Предоставление электронных коммуникационных услуг в условиях чрезвычайных ситуаций, чрезвычайного положения, особого периода или при проведении антитеррористической операции

Статья 9.9 Качество услуг и сервисов электронных коммуникаций

Глава 10. Потребители услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 10.1 Права потребителей услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 10.2 Обязанности потребителей услуг электронных коммуникаций

Статья 10.3 Защита информации о потребителе

Статья 10.4 Использование и обработка сохраняемых данных

Статья 10.5 Ограничения на идентификацию вызывающего и вызываемого номера

Статья 10.6 Обработка данных местонахождения

Статья 10.7 Защита интересов потребителей в случае прекращения поставщиком электронных коммуникационных услуг деятельности по оказанию таких услуг

Статья 10.8 Порядок рассмотрения спора между поставщиком и конечным потребителем услуг электронных коммуникаций

Глава 11. Поставщики услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 11.1 Правовые основы деятельности поставщиков услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 11.2 Права поставщиков услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 10.3 Сервитутное право поставщика услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 11.4 Обязанности поставщиков услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 11.5 Особенности деятельности поставщика услуг кэширования

Статья 11.6 Особенности деятельности поставщика услуг хостинга

Статья 11.7 Регуляторные обязательства поставщика, имеющего значительное рыночное влияние на рынке определенных услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 11.8 Персонал поставщиков услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 11.9 Особенности прекращения деятельности поставщиков услуг и сервисов электронных коммуникаций

Глава 12. Цифровое вещание и системы индивидуального доступа

Статья 12.1 Обеспечение доступности услуг цифрового телевидения и цифрового радио

Статья 12.2 Услуги по широкомасштабному цифровому телевещанию

Статья 12.3 Взаимооперабельность услуг по цифровому интерактивному телевещанию и ее обеспечение

Глава 13. Регулирование доступа к рынку электронных коммуникаций

Статья 13.1 Обеспечения равного доступа к электронным коммуникациям

Статья 13.2 Лицензирование деятельности в сфере электронных коммуникаций

Статья 13.3 Уведомление о начале или прекращении деятельности по оказанию услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 13.4 Подача документов, необходимых для получения права осуществления деятельности на рынке в сфере электронных коммуникаций, в электронном виде.

Статья 13.5 Ведомственный реестр поставщиков услуг и сервисов электронных коммуникаций

Глава 14. Формирование конкурентоспособной среды в сфере электронных коммуникаций

Данный раздел структуры законопроекта будет предусматривать меры по устранению цифрового неравенства между городами и сельскими населенными пунктами для обеспечения равного доступа к электронным коммуникациям.

Статья 14.1 Цели и задачи регулирования конкуренции в сфере электронных коммуникаций

Статья 14.2 Предварительное регулирование конкуренции, принципы исследования и анализа рынка услуг

Статья 14.3 Этапы исследования и анализа рынка услуг, общие положения определения поставщика, имеющего значительное рыночное влияние

Статья 14.4 Злоупотребление значительным рыночным влиянием

Статья 14.5 Опубликование информации, связанной с анализом рынка услуг

Статья 14.6 Регулирование слияния с авторизованным лицом, приобретения доли, акций и операционного актива авторизованного лица

Статья 14.7 Обязательство по уведомлению и истребование информации

Статья 14.8 Исследование слияния или приобретения доли, акций либо операционного актива и последующее регулирование

Статья 143.9 Полномочия уполномоченного органа по обеспечению конкуренции

Глава 15. Регулирование тарифов и расчетов

Статья 154.1 Принципы регулирования и установления тарифов

Статья 15.2 Публичная доступность на оказываемые конечным пользователям услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 15.3 Обязательство по раздельному учету расходов и доходов поставщика услуг и сервисов электронных коммуникаций, имеющего значительное рыночное влияние

Статья 15.4 Регулирование тарифов услуг электронных коммуникаций

Статья 15.5 Порядок расчетов за услуги и сервисы электронных коммуникаций

Глава 16. Контроль за деятельностью в сфере электронных коммуникаций

Статья 16.1 Принципы контроля и надзора за деятельностью в сфере электронных коммуникаций

Статья 16.2 Государственный контроль в сфере электронных коммуникаций

Статья 16.3 Мониторинг и проверки

Статья 16.4 Мониторинг радиочастотного спектра, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

Статья 16.5 Общие положения и основание для проведения проверок.

Статья 16.6 Сроки и общее количество проверок.

Статья 16.7 Надзор за качеством услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 16.8 Права должностных лиц органов государственного надзора.

Глава 17. Международное сотрудничество в сфере электронных коммуникаций

Статья 17.1 Цель и общие принципы международного сотрудничества

Статья 17.2 Международные договоры

Статья 17.3 Представление интересов Республики Казахстан в международных организациях.

Статья 17.4 Взаимодействие поставщиков электронных коммуникационных услуг Республики Казахстан с поставщиками услуг и сервисов электронных коммуникаций других государств

Глава 18. Ответственность за нарушения законодательства об электронных коммуникациях

Статья 18.1 Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере электронных коммуникаций

Статья 18.2 Порядок приостановления работы сетей и (или) средств электронных коммуникаций

Статья 18.3 Ответственность поставщиков услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 18.4 Ответственность потребителей услуг и сервисов электронных коммуникаций

Статья 18.5 Ответственность владельцев радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Статья 18.6 Ответственность должностных лиц органов государственного надзора

Глава 19. Заключительные и переходные положения

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

С принятием Закона будет создана современная правовая база для решения широкого круга текущих и перспективных государственных социально-экономических проблем.

Определение статуса и полномочий национального органа в сфере электронных коммуникаций позволит на новом, законодательном уровне, усовершенствовать организационно-функциональную структуру национальной системы электронных коммуникаций, экономические основы стандартизации, Единый государственный фонд нормативных технических документов, информационное обеспечение в области стандартизации, а также совершенствовать взаимодействие с международными и региональными организациями по стандартизации и работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации.

Основными идеями законопроекта являются, определение правовых, организационных и экономических основ в сфере электронных коммуникаций, разграничение компетенции государственного управления, создание национального органа по стандартизации, внедрение в реализацию ссылочных стандартов, переход к международной практике, создание национальной системы стандартизации, направленной на решение ответственных государственных задач и национальных программ.

Принятие законопроекта позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования в сфере электронных коммуникаций, укрепит защиту интересов казахстанских предприятий. Приведение в соответствие с будущим законом о сфере электронных коммуникаций норм действующих законодательных актов и подзаконных нормативных правовых актов будет способствовать систематизации законодательства в сфере электронных коммуникаций. Кроме того, итоговым последствием принятия закона послужит обеспечение экономии природных и энергетических ресурсов Республики Казахстан, а также повышение конкурентоспособности национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Таким образом, Закон РК «Об электронных коммуникациях» будет направлен на эффективное использование всех преимуществ электронных коммуникаций для обеспечения суверенитета страны, единства и целостности ее экономического пространства. В том числе, для обеспечения диверсификации экономики и развития промышленности страны, преодоления технологического отставания и модернизации казахстанской экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, а также проведения эффективной социально-экономической политики государства.

Ожидаемые результаты принятия законопроекта

законодательное закрепление фактически существующих, но не оформленных новых общественных отношений в сфере инфокоммуникаций;

снижение административных барьеров, разработки прозрачных правил и процедур регулирования, максимально облегчающих использование инновационных технологий;

создание системы регулирования, охватывающей весь жизненный цикл – от проектирования объектов связи до предоставления услуг инфокоммуникаций;

преодоление не системности и рассогласованности отраслевого и межотраслевого регулирования, устранение юридических и технических ошибок, создание единого глоссария.

Принятие проекта Закона Республики Казахстан «Об электронных коммуникации» позволит установить принципы деятельности в сфере электронных коммуникаций, которые будут отвечать требованиям времени, с целью развития сферы электронных коммуникаций в Республике Казахстан создаст условия для свободного входа на рынок электронных коммуникаций, устраняя имеющиеся на сегодня барьеры, при этом обеспечит выполнение субъектами хозяйствования, которые приняли решение о деятельности на этом рынке, законодательства в сфере электронных коммуникаций.

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Принятие законопроекта потребует внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты: Налоговый кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках», Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации», Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе», Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах».

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Отдельные аспекты предмета законопроекта регулируются Конституцией Республики Казахстан, Гражданским, Предпринимательским, Бюджетным, Налоговым, об административных правонарушениях кодексами, законами Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках», «О разрешениях и уведомлениях», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «Об инвестициях», «О телерадиовещании», «Об информатизации», «Об авторском праве и смежных правах», «О связи», «О национальной безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О разрешениях и уведомлениях», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О средствах массовой информации» и иными нормативными правовыми актами.

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Анализ зарубежной законодательной практики в сфере электронных коммуникаций был проведен на основании законодательного опыта Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза, Грузии, Молдовы, Украины.

В США и в странах Евросоюза наблюдается активная деятельность в области регулирования использования РЧС. К общим тенденциям этой деятельности можно отнести:

• пересмотр национальных таблиц распределения частот для выявления полос и участков РЧС, пригодных для внедрения перспективных радиотехнологий;

• участие при выработке стратегии управления использованием РЧС мнения экспертных групп и заинтересованных пользователей;

• поиск путей рационального и взвешенного распределения, высвобождаемого РЧС для применения различных технологий, которые в ряде случаев при оказании услуг дополняют друг друга;

• реализация наиболее востребованных полос РЧС на аукционах.

Но существует мнение Европейского вещательного союза (EBU) о том, что распределение радиочастот цифрового дивиденда только для нужд беспроводного широкополосного доступа не оставляет потенциала для развития будущих инновационных вещательных технологий (HDTV, 3DTV и т.п.).

При переходе к вещанию в формате высокой четкости требования к пропускной способности канала повышаются в несколько раз, например для передачи программы высокой четкости (ТВЧ) при кодировании H.264 потребуется не менее 8 Мбит/с на программу. Для высококачественного ТВЧ вещания потребуется не менее 12 Мбит/с на программу.

Изучение опыта данных стран представляется целесообразным по причине их успеха в использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере электронных коммуникаций. При этом следует исходить из того, что успешность распространения информационно-коммуникационных технологий обусловлена, прежде всего, эффективной нормативной правовой базой, и добиться позитивных результатов в сфере электронных коммуникаций смогли только те страны, которые создали соответствующие правовые предпосылки.

Таким образом, целесообразно исследовать наилучшие зарубежные практики в области нормативно-правового регулирования и развития сферы электронных коммуникаций. Однако «слепое» копирование международного опыта без учета национальной правовой системы Казахстана невозможно, в связи, с чем данный опыт должен подвергаться анализу на предмет возможности его адаптации в отечественной правовой системе.

Учитывая современное развитие информационно-коммуникационных технологий, конвергенцию сетей телекоммуникаций и услуг инфокоммуникаций для достижения реального прогресса в данной сфере с учетом международного опыта регулирования считаем необходимым:

— принять закон «Об электронных коммуникациях», объединив в него действующие законы РК «О связи» и отдельные положения законов «О телерадиовещании» и «Об информатизации»;

— вопросы регулирования деятельности телерадиокомпаний перенести в закон «О средствах массовой информации»;

— принять закон «Об электронном правительстве», включив в него статьи, посвященные обеспечению деятельности электронного правительства из закона «Об информатизации».

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Принятие и реализация законопроекта потребуют финансовых затрат в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий трехлетний период.

Проект подготовлен ОЮЛ «Национальная телекоммуникационная ассоциация Казахстана».